|
Все о шпале и верхнем строении пути
Верхнее строение пути, часть железнодорожного пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. Верхнее строение пути воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт её на нижнее строение (земляное полотно или искусственное сооружение — мост, тоннель). К верхнему строению пути (рис. 1 ) относятся также стрелочные переводы и глухие пересечения. Шпалы (деревянные, железобетонные, реже металлические), обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой (см. Балласт). Взамен шпал начинают на отдельных участках применяться сплошные блочные железобетонные основания в виде плит или рам. Противоугоны в виде металлических скоб удерживают рельсы от смещения вдоль пути при движении поездов. Верхнее строение пути метрополитена, трамвайного пути, мостов отличается некоторыми особенностями. Верхнее строение пути в тоннелях метрополитена (рис. 2) обычно не имеет балластного слоя. Шпалы укладываются на бетонное основание тоннеля. верхнее строение пути трамвая (рис. 3) подчинено требованиям удобного пересечения трамвайных путей автомобильным транспортом, а также надёжного сопряжения с дорожной одеждой. В связи с этим на трамвайных путях улиц с интенсивным автомобильным движением обычно применяют желобчатые рельсы на сплошном железобетонном основании с уложенными в него шпалами либо на основании из бетонных плит с прослойкой балласта между ними и шпалами. Верхнее строение пути на мостах во многих случаях укладывается без балластного слоя. Вместо шпал в этих случаях употребляются мостовые брусья. Тип верхнего строения пути (вид материала и размеры элементов) зависит от грузонапряженности участка. В СССР для магистральных ж.-д. линии приняты три типа: I — особо тяжёлый (грузонапряженность в год на 1 км свыше 50 млн. ткм, с рельсами 75 кг в 1 погонном м); II — тяжёлый (грузонапряженность 25—50 млн. ткм, с рельсами 65 кг); III — нормальный (грузонапряженность до 25 млн. ткм, с рельсами 50 кг). Ведутся работы (1970) по применению сплошного железобетонного подрельсового основания. Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1961; Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963.
Шпалы - (от голл. spalk - подпорка), опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути. Шпалы обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой. В нашей стране шпалы изготовляют из железобетона (длиной 270 см), дерева главным образом хвойных пород, пропитанного антисептиками (275, 280 и 300 см), иногда (за рубежом) из металла. На 1 км железнодорожного пути укладывают 1600, 1840 или 2000 шпал.
Гудок, 25.08.2004 "Туман вокруг Сарепты" Гудок, 1.11.03 "Шпалы разные нужны" Гудок, 14.08.03 "Первый снова первый" Гудок,25.03.03 "Шпалы разные нужны" Наши коллеги: |
Правообладатель: Русская Шпала |
|
|